Ребенок познает мир

Мир, окружающий ребенка, велик и многообразен: это мир людей, предметов, животный и растительный мир, явления природы. Когда о том или ином ребёнке говорят, что он умен – чаще всего подразумевается его высокий уровень общей осведомленности об окружающей действительности, об окружающем мире. Что же знает малыш в том или ином возрасте?

3- 4 года

  • знает свою фамилию, имя, отчество воспитателей,
  • знает название своего города (поселка, села),
  • легко ориентируется в ближайшем окружении: без труда называет часто встречающиеся предметы, объясняет их назначение, выделяет ряд свойств и качеств (цвет, форму, материал), называет их,
  • различает по внешнему виду домашних животных (собаку, кошку, корову, козу) и их детёнышей,
  • знает отличительные особенности внешнего вида знакомых диких животных,
  • знает названия двух деревьев, цветущих травянистых растений, комнатных растений,
  • находит и называет у дерева ствол, ветки, листья, у травянистых растений стебель, листья, цветок,
  • различает по цвету, вкусу, величине и форме овощи, фрукты, наиболее распространенные в данной местности,
  • понимает обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель,
  • различает и называет некоторые сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, чашка – стакан, стул – табурет),
  • называет состояние погоды (холодно, тепло, жарко, идет дождь, дует ветер).

4- 5 лет

  • называет самые разные предметы, которые его окружают в помещениях, на участке детского сада, на улице; знает их назначение, называет свойства и качества,
  • проявляет интерес к предметам и явлениям, которые не имеет возможности видеть,
  • с удовольствием рассказывает о семье, семейном быте, традициях, активно участвует в мероприятиях, готовящихся в детском саду, в группе, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей,
  • рассказывает о своем родном городе (поселке, селе),
  • знает название улицы, на которой живёт и улицы, на которой расположен детский сад,
  • знает, что улицу надо переходить в специальных местах, на зеленый сигнал светофора,
  • интересуется работой родителей, знает, где они работают,
  • рассказывает об основных трудовых действиях повара, продавца, шофера, врача,
  • рассказывает о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и т.д.),
  • знает о том, что армия охраняет нашу Родину,
  • различает и называет 5 видов овощей и фруктов, 2 – 3 вида ягод и грибов,
  • называет 3 – 4 дерева, один кустарник, 3 – 4 травянистых растения, 2 новых комнатных растения,
  • рассказывает об особенностях поведения, передвижения домашних животных, о том, что едят, какую пользу приносят людям, как ухаживают за домашними животными,
  • знает, как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях дикие животные (лиса, заяц, медведь, еж, белка),
  • знает и называет насекомых (бабочка, божья коровка, муравей и т.д.),
  • знает и называет некоторых пресмыкающихся: лягушку, ящерицу, черепаху,
  • устанавливает простейшие связи между природными явлениями (похолодало - исчезли бабочки, жуки).

5- 6 лет

  • хорошо знает свой домашний адрес,
  • знает название страны, её главного города,
  • знает своих родственников, имя, отчество родителей,
  • различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт,
  • определяет размер, цвет, форму, «вес», материал предметов и на основе этого описывает предмет,
  • сравнивает и группирует предметы (по назначению, цвету, материалу), классифицирует их (посуда – столовая, чайная, кухонная),
  • определяет материалы, из которых сделаны предметы, самостоятельно характеризует свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твердость – мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость, температура поверхности,
  • знает, что любая вещь создана трудом многих людей,
  • называет профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности,
  • различает некоторые рода войск,
  • знает о сезонных изменениях в природе,
  • о переходе воды из жидкого состояния в твердое и из твердого в жидкое (вода превращается в лед, лед – в воду),
  • различает и называет деревья, кустарники по коре, листьям, плодам,
  • знает об условиях, необходимых для жизни растений: хорошая земля, влага, солнечный свет, тепло,
  • различает по внешнему виду и называет 4 – 5 видов зимующих птиц,
  • поддерживает непринужденную беседу.

6- 7 лет

  • знает дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона,
  • знает имена и отчества родителей, где и кем они работают,
  • знает адрес детского сада,
  • имеет представления о Президенте, Правительстве России, о воинах- защитниках Отечества, знает флаг, герб, гимн России,
  • различает и называет виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный), предметы, облегчающие труд человека на производстве, объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице,
  • определяет материал, из которого сделан предмет: ткань (ситец, сатин, капрон, драп, трикотаж и т.п.), серебро, алюминий, железо, дерево (фанера, доска, бревно), искусственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т. п.),
  • устанавливает связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием,
  • знает существенные характеристики предметов, их свойства и качества,
  • имеет представления о школе и библиотеке, государственных праздниках; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве; о героях космоса.

Откуда же ребенок может получить информацию об окружающем мире?

Прежде всего, конечно, из реальной, окружающей его среды. Из привычных для взрослых вещей, которые они подчас и не замечают, ребенок может извлечь массу информации. Малыш познает, «впитывает» окружающий мир всеми органами чувств. Ему интересно не только увидеть, услышать, но и потрогать, понюхать, полизать. Поэтому не запрещайте исследовать вещи, которые заведомо безопасны для ребёнка. Обязательно называйте всё, что ваш ребёнок видит, слышит, трогает. Постепенно, по мере накопления у малыша информации, переходите от формулы: « Я тебе назову» к формуле «Ты мне назови», «Ой, я забыла, как этот цветок называется?» Ребёнок испытывает удовольствие, чувствуя, что он знает то, что его мама забыла.

Следующий важный канал получения информации – книги с иллюстрациями. Это могут быть и тонкие книжки, книжки-раскраски, и взрослые книги познавательного характера, детские и взрослые энциклопедии. Рассматривание картинок должно сопровождаться комментариями, как и при рассматривании реальных предметов. Обязательно включайте в описание предметов эмоциональные характеристики: «Какой красивый цветок! Как он мне нравится!», «Какой сердитый, злой волк – даже страшно!»

Если Вы хотите, чтобы ваш ребенок рос умным, сообразительным, любознательным – чаще проводите с ним свободное время, не отмахивайтесь от постоянных «Что это?», «Почему?», «Зачем?», отвечайте на вопросы простым и доступным языком.