Мы часто слышим, что музыкальное развитие очень важно для детей. Но это вовсе не значит, что из ребенка нужно делать великого музыканта. Речь немного о другом. Ребенок должен уметь слушать и понимать музыку, а еще очень важно научиться получать истинное удовольствие от ее прослушивания.

Кстати, поспешим успокоить тех родителей, которые уверены, что их ребенку слух не дан от рождения. На самом деле, и это уже неоднократно доказано, музыкальный слух – качество не врожденное, а приобретенное. И самое лучшее время для его развития — от рождения до трех лет.

Что дает музыкальное развитие детям?

«А для чего оно надо – музыкальное развитие? Главное, чтобы ребенок был полноценным: ходил, разговаривал, читал, писал...», – так могут подумать некоторые, далекие от музыки, люди. Но, на самом же деле, музыкальное развитие очень важно для целостного формирования личности ребенка. При этом в маленьком человеке воспитываются не только моральные качества, но и совершенствуются физиологические. Все это становится возможным потому, что во время прослушивания музыки происходит развитие и укрепление центральной нервной системы, а также мышечного аппарата. Кроме того, происходит развитие координации и мелкой моторики. У детей, родители которых уделяли музыкальному воспитанию достаточно времени, намного лучше развито художественное мышление и чувство прекрасного.

Музыкальное развитие детей. Когда и с чего начинать?

В данном случае актуальна поговорка «чем раньше, тем лучше». Включайте малютке разнообразные произведения сразу, как придете с родильного дома домой. Более того, уже давно доказано, что ребенок позитивно воспринимаетмузыку еще будучи в утробе матери. Поэтому многие пары включают приятные мелодии своим детям задолго до рождения, еще тогда, когда они имеют статус «пузожителей». У детей, слышащих музыку (особенно классическую) с первых дней жизни, формируется восприимчивость к ней, музыкальный слух.

Маленьким детям вовсе не обязательно сразу включать сложные классические произведения. Это могут быть реальные звуки и шумы природы, или же музыка, напоминающая их: капающий весенний дождик или сильный ливень, сопровождаемый грозой, чириканье воробьев или сладостное пение соловья, шелест листьев, потрескивание костра... Благотворно влияют на детей легкие классические произведения. И, конечно же, не забывайте о детских песенках.

Еще один немаловажный аспект в этом направлении – колыбельные песни. Их прослушивание позитивно сказывается на развитии малышей. Очень хорошо, если у мамы есть музыкальный слух. Кстати, петь малышу можно не только колыбельные, но и другие песни. Когда он станет постарше, с удовольствием подпоет вместе с мамой.

Ребенку возрастом 2-2,5 лет можно покупать первые элементарные музыкальные инструменты: барабан, бубен, дудочку, клавесин. Включите незамысловатую мелодию и попробуйте вместе с ребенком отбить ритм. Со временем малыш сам поймет, как это делать, и в будущем будет стремиться овладеть каким-либо музыкальным инструментом.

Позже, когда ребенку исполнится 4-5 лет, вы сможете ходить с ним на музыкальные постановки известных сказок, а также концерты. Не забудьте записать малыша в студию, а, если малыш проявляет определенный интерес к музыке и музыкальным инструментам, то и в музыкальную школу.

Отдавая ребенка в музыкальную школу или на уроки к частному репетитору, не забывайте, что с непривычки (особенно трех- и четырехлеткам) детям очень сложно высидеть занятие и внимательно слушать учителя. Ребенку интересно все, и его не очень то беспокоит, что ваши цели не совпадают с его личными. Задание же родителей – ненавязчиво и мягко, поощряя, возбудить интерес к занятиям. Но никакого насилия не должно быть! Это только вызовет у ребенка протестную реакцию и ни к чему хорошему не приведет. Лучше постарайтесь сделать первые уроки (да и последующее обучение тоже) интересными, увлекательным, богатыми разнообразными позитивными впечатлениями.